Группа учёных под руководством Кирсти Спалдинг из Каролинского института в Стокгольме выяснила, что у взрослых и детей процесс накопления жира в тканях происходит по-разному.
Биологи провели биопсию подкожного жира с живота 687 пациентов, как стройных, так и страдающих от ожирения. При этом они записали возраст, пол и индекс массы тела каждого человека.
Сравнив полученные данные с теми же показателями у детей, исследователи пришли к выводу, что количество жировых клеток в организме растёт примерно до 20 лет, а затем остаётся почти постоянным на протяжении всей жизни.
Во второй части исследования доктора провели схожий анализ людей, которым хирургически уменьшили объём желудка (до и через два года после операции). Оказалось, что, несмотря на снизившийся объём потребляемой пищи и уменьшившийся в среднем на 18% вес, пациенты обладали примерно тем же количеством адипоцитов (жировых клеток) — около 80 миллиардов во всём теле.
В своей статье в журнале Nature авторы отмечают, что каждая жировая клетка потеряла некоторую часть своего веса, что и отразилось на общих показателях.
Именно поэтому многие люди не могут похудеть на длительный срок даже после процедуры липосакции, операции на желудке или очень строгой диеты.
Когда лишний вес появляется у ребёнка, это происходит за счёт увеличения количества жировых клеток. Когда полнеет взрослый, в его организме изменяется лишь объём самих клеток. В то же время человек, склонный к ожирению с детства, обладает большим их количеством, соответственно он больше поправляется и ему сложнее похудеть.
Конечно, жировые клетки с годами отмирают, но при этом их количество поддерживается постоянным с появлением новых адипоцитов.
К этому выводу учёные пришли, обследовав образцы жировой ткани 35 человек, которые жили в период тестирования ядерных бомб между 1955 и 1963 годами. В то время атмосфера всего мира была загрязнена выбросами, и с едой в подкожный жир испытуемых попал изотоп углерода-14. Судя по тому, что в некоторых адипоцитах данный показатель был превышен, эти клетки не были заменены новыми, в то же время другие уже успели пройти полный цикл обновления.
Если биологи смогут определить, каким образом можно контролировать этот процесс обновления, они, вероятно, смогут, помочь людям оставаться в форме после похудания.
Стоит отметить, что при этом Спалдинг категорически против создания пилюлей, которые бы "сгоняли вес", не давая мёртвым клеткам замещаться новыми. Она считает: подобная терапия (без предварительной потери веса) приведёт лишь к тому, что дополнительная нагрузка ляжет на оставшиеся адипоциты. А это в свою очередь может привести к сбоям в работе обмена веществ, например к диабету.
Подводя итог, исследователи делают акцент на том, что ребёнок, который правильно питался вплоть до 20 лет, скорее всего (если нет генетической предрасположенности) не будет иметь особых проблем со здоровьем в будущем.