Первое, что делают при недомогании более половины пользователей смартфонов (51,8 процента), они начинают искать в Интернете информацию о болезни с похожими симптомами.
Почти треть граждан готовы консультироваться с врачами с помощью мобильного приложения. Почти треть граждан готовы консультироваться с врачами с помощью мобильного приложения.
Почти треть граждан готовы консультироваться с врачами с помощью мобильного приложения.
Опросы, проведенные на мобильной платформе изучения общественного мнения Vengo Consult, показали, что почти треть респондентов готовы обращаться за помощью к врачам удаленно по несложным медицинским проблемам.
В странах ЕС благодаря мобильным приложениям уже можно получать квалифицированную консультацию терапевтов различных категорий в буквальном смысле "не вставая с дивана". Врачи вправе ставить диагнозы и выписывать рецепты дистанционно. С помощью "удаленной медицины" решаются и так называемые проблемы second opinion - мнения нескольких врачей по тому или иному диагнозу, комментирует Игорь Ерёмин, президент Vengo Group.
Участники проекта "Мобильный доктор" самую высокую активность пользователей смартфонов отмечают в педиатрии, рассказал "РГ" директор платформы медицинских видеоконсультаций Альберт Муртазин. И это лучше, чем пытаться найти ответы в интернете. По его словам, как правило, молодые мамы советуются с другими мамами на форумах, звонят знакомым.
"На самом деле есть риск ухудшить ситуацию, неправильно оценив те или иные симптомы", - предупреждает Муртазин. - На "мобильный доктор" в день мы получаем десятки регистраций на сервисе от молодых мам с детьми до года. Они недавно родили, и у них много вопросов, причем не только медицинского, но и общего характера. Как себя вести с ребенком при том или ином заболевании, как вводить прикорм, проводить вакцинацию и прививки".
Если звонят по "взрослым болезням", то обычно речь идет о важных, но не срочных вопросах. Люди обращаются при затянувшихся заболеваниях, длительных симптомах (боль в спине, слабость, сыпь на коже). В зимний период традиционно большое количество вопросов по поводу простуды и гриппа. На популярные вопросы отвечают столько врачей, сколько это нужно.
С точки зрения экономической выгоды такие проекты полезны для всех участников рынка: населения, государства, клиник и страховых компаний. Удаленная медицина повышает доступность медуслуг в отдаленных точках нашей страны и разгружает врачей в клиниках.
Цена одной консультации мобильного доктора - 500 рублей. Есть безлимитные тарифы на год - до 5 тысяч
Второе преимущество - видеосвязь. Она повышает доверие к реальному врачу, как и при очной беседе в клинике. Врачу же помогает оценить физическое и эмоциональное состояние клиента. Уже запатентованы устройства, с помощью которых врач может заглянуть в горло, уши, прослушать ваши легкие и даже сердцебиение. За рубежом мобильные сервисы выдают такие устройства клиентам после покупки годового абонемента.
"Мы набираем на работу онлайн-врачей по тем же критериям, что и обычные "офлайн" клиники. Большинство медиков совмещают работу у нас и в медцентрах, ведут очный прием", - рассказывает Муртазин. При отборе на должность "мобильного доктора" врач проходит несколько собеседований и тестов в виде разных клинических ситуаций. "Важно, чтобы доктора обладали широким профилем профподготовки", - добавляет исполнительный директор проекта Иван Вислов.
Сервис доступен для людей всех возрастов и социальных статусов. Им можно пользоваться как через мобильные приложения, компьютер, так и по номеру телефона. Сами приложения бесплатны, но консультации с врачами платные. Стоимость услуги - 500 рублей. Есть тарифы с безлимитным количеством консультаций. Годовая подписка с безлимитным доступом может составить от 5000 рублей, планируют развитие сервиса его основатели.
Услуги видеоконсультаций берут на вооружение страховые компании. Есть примеры так называемого инновационного добровольного медицинского страхования (ДМС), когда удаленные консультации интегрируются в детские страховые полисы или другие розничные страховые продукты. Это позволяет сокращать издержки страховых компаний, например, за счет сокращения штата медицинских кураторов и контакт-центров. Эксперты страхового рынка прогнозируют всплеск развития мобильной медицины в России.
Но пока это только единичный проект. Его предстоит изучить, разработать законодательную базу, сформировать техническую, чтобы защитить права мобильных пациентов и обеспечить качественное лечение.
Сейчас в России бурно обсуждается законопроект о телемедицине, который совместно подготовили минздрав и Институт развития интернета. Основные вопросы, на которые должен ответить закон - надо ли лицензировать сервисы, предлагающие телемедицинские услуги, и в каких случаях можно ставить удаленно диагноз и выписывать лекарства.
Не менее важно предусмотреть правила идентификации мобильных врачей и приравнять их ответственность при удаленных консультациях к аналогичной ответственности при очных.
Комментарий
Игорь Колтунов, главный педиатр Москвы, главный врач московской детской Морозовской больницы:
- К лечению по телефону я, убежден, как и большинство моих коллег, отношусь отрицательно. Точно так же, как Интернет не является образованием, а лишь его информационно-справочной базой, так он и не может стать заменой врачеванию.
Все попытки заменить врача, все шесть его органов чувств, его интуицию, безуспешны. Ни телефоны, ни роботы, ни замена живого человека, непосредственного контакта врача и пациента.
Мы лечим и всегда будем лечить не болезнь, а больного. К каждому пациенту требуется свой подход. Медицина должна быть персональной. Иначе она перестает быть медициной. Все остальное служит лишь выявлению деталей, необходимых для выбора тактики дальнейшего лечения, для ориентирования пациента в существующих технологиях.
Неправомерно говорить: "Робот лечит". Всегда лечил и, повторюсь, будет лечить врач. Всегда было и будет важным его знание нюансов врачевания, его умение общаться с пациентом не по телефону, не через Интернет, а вживую.